ПОДПИШИТЕСЬ
НА НАШУ РАССЫЛКУ
и получите гайд «3 актуальные стратегии продвижения в 2025 году»
В наших письмах:
  • Статьи и кейсы по маркетингу
  • Приглашения на вебинары
  • Ежемесячный дайджест
  • Другие полезные бонусы
Отправляя данную форму Вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности
Сообщение об успешной отправке!

Анализ конкурентов: как использовать данные для улучшения собственной маркетинговой стратегии

В этой статье расскажем, зачем и как проводить конкурентный анализ в маркетинге и как использовать данные, полученные в ходе исследования, для выхода на рынок, масштабирования и улучшения маркетинговой стратегии.



















































































Улучшение маркетинговой стратегии бизнеса невозможно без исследования конкурентов. Его используют для того, чтобы выявить свои слабые и сильные позиции на рынке, где практически в каждой нише присутствует конкуренция. Отсутствие информации об оппонентах — шаг в сторону от развития.
Изображение взято здесь: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/5716032/

В этой статье расскажем, зачем и как проводить конкурентный анализ в маркетинге и как использовать данные, полученные в ходе исследования, для выхода на рынок, масштабирования и улучшения маркетинговой стратегии.

Что такое конкурентный анализ маркетинговой стратегии
Конкурентный анализ маркетинговой стратегии — обязательный пункт, который предполагает изучение компаний, предлагающих аналогичные продукты покупателям. Изучать их можно в целом, как рынок конкурентов, так и по отдельности, прошерстив сильные и слабые стороны по интересующим критериям.

Состояние рынка оценить легче, так как данные обычно есть в сети — к примеру, исследование Росстата или иной авторитетной организации.Что касается детального изучения конкретных оппонентов, то здесь не обойтись без собственного полевого исследования.

Зачем проводить маркетинговый анализ конкурентов
Изображение взято здесь: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/577210/

Команда Hope Group считает, что анализ конкурентов помогает узнать тонкости их работы, чтобы в дальнейшем превзойти их и предложить покупателям что-то новое. Вот основные причины, почему анализ конкурентов для бизнеса крайне важен:
  • Поможет выделить УТП. Вы узнаете, чем ваш продукт отличается от других, подчеркнете преимущества, которые привлекут покупателей.
  • Рекламные кампании станут эффективнее. Анализ поможет понять, какие трудности у конкурентов возникают с рекламой и как их решать. Также, исследование позволит воспользоваться маркетинговыми стратегиями, которые еще не опробовал ваш оппонент.
  • Позволит узнать потребности покупателей. Изучение отзывов, комментариев у конкурентов на платформах и в соцсетях поможет понять, чего не хватает людям и дать им это, предлагая свой продукт.

Как анализировать конкурентов
Маркетинговый анализ конкурентов начинается с постановки целей и предварительного решения, что после исследования будет сделано с полученными данными. Например, если планируется вывести на рынок новый продукт, то подсмотреть у оппонента можно позиционирование, маркетинговые коммуникации и отзывы покупателей о продукте.
Запуск целого бренда предполагает более глубокий анализ рынка — каналы продвижения конкурентов, участие в этом СМИ и роль блогов на сайте. Ниже составили примерный план в изучении сильных сторон конкурентов, а также их слабостей.

Кто конкуренты и что они предлагают
Перед тем, как анализировать конкурентов, нужно разделить их на прямых и косвенных, чтобы упростить анализ.
Прямые конкуренты — компании в вашем регионе присутствия, которые предлагают те же товары и услуги, что и вы.
Косвенные конкуренты — компании, которые предлагают другие товары и услуги, которые могут заменить ту же потребность покупателей.
Примеры сервисов для анализа сайтов и социальных сетей конкурентов

В исследование стоит включить только прямых конкурентов, воспользовавшись специальным сервисом по мониторингу конкурентов. Среди них популярны SimilarWeb, Popsters. Первый сервис проанализирует сайт конкурента, а второй — социальные сети.

Список вопросов на этом этапе:
  • Какую долю рынка занимает компания?
  • Чем она отличается от конкурентов?
  • Как продвигает свою продукцию?
  • Каковы потребности клиентов у компании?

Диапазон цен и преимущества
Что касается цены, то анализ конкурентов позволяет понять, какую стоимость на товар устанавливать. Можно установить аналогичную оппонентам или действовать по одной из схем. Первая заключается в том, что на рынке в вашей нише мало дешевых товаров. Следовательно, чтобы привлечь клиентов нужно предложить низкую стоимость.
Вторая — продавать товар дороже, чем у конкурентов. Но эта стратегия подходит только в том случае, если у вашего продукта сильное УТП. Учитывать стоит и преимущества оппонента, чтобы предложить что-то особенное.

Методы и форматы продвижения
Команда Hope Group всегда проводит анализ конкурентов онлайн, сравнивая сайты, социальные сети и контент-стратегии. Важно выделить успешные способы продвижения и использовать их в своей маркетинговой стратегии.

На что обратить внимание при сравнении маркетинговых стратегий или контента:
  • наличие блога;
  • форматы публикаций в социальных сетях;
  • наличие тематических статей на сайте.

Кроме этого, нужно проверить конкурентов, есть ли у них рекламные кампании в Яндексе, используют ли они инфографику в публикациях, как реагирует аудитория на посты в соцсетях и какой tone of voice используется.
Все это можно сделать с помощью специальных сервисов, чтобы не анализировать вручную. Конкурентный анализ для маркетинга вашей компании очень важен, поэтому не экономьте на оплате услуг сервисов или же доверьте все исследование профессионалам.

Как использовать данные о конкурентах
Изображение взято здесь: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/macbook-295826/

Сравнительный анализ рынка в целом используется для принятия решения — стоит ли выходить на рынок или масштабироваться. Во время исследования часть данных можно использовать и в других целях.
Например, для понимания, в какие каналы продвижения стоит вкладываться, а в какие нет. Конкурентный анализ для маркетинга позволит понять, какой контент интересен покупателю, какая реклама самая эффективная и что можно предложить аудитории, чтобы переманить ее к себе в постоянные клиенты.

Перед тем, как анализировать конкурентов самостоятельно, обратитесь за помощью к сервисам для анализа. Они платные и требуют времени для освоения. Если на это не хочется тратить время, то лучший вариант — заказать анализ конкурентов у профессионалов. Они знают как его проводить, имеют опыт работы с сервисами, а всю информацию предоставят вам в виде отчета.