Формулировка понятия «этичный маркетинг» не является устойчиво закрепленной среди маркетологов. Крупные агентства и специалисты редко используют этот термин. Впервые он появился в социальных сетях, когда объем контента стал чрезмерным. Особенно активно термин продвигался в инфобизнесе, где вопросы этики были наиболее заметны.
Опираясь на академический маркетинг, можно сказать, что он изначально не предполагал жестких манипуляций или введения аудитории в заблуждение. В классическом маркетинге, например, в трактовке Котлера, маркетинг – это общение с аудиторией на ее языке: обсуждение ее проблем, желаний и потребностей. Через этот подход бренды строят свою коммуникацию. Например, семейные бренды используют образы идеальной семьи, молодежные – драйв и эмоции, а женские бренды транслируют любовь к себе.
Этичный маркетинг – это маркетинг, продажи и контент, основанные на реальных желаниях и потребностях аудитории. Он не пытается навязать, запугать или запутать.
Неэтичный маркетинг, напротив, использует запугивание. Например, в сфере онкологии практически любое сообщение может напугать аудиторию. Информационных ресурсов от экспертов в этой области мало, так как сложно выстраивать этичную коммуникацию, говоря о болезненных и триггерных темах. Этичный маркетинг в таких случаях – это, в первую очередь, отказ от преувеличения уровня угрозы.
Критерии этичного маркетинга: - маркетинг должен быть реалистичным;
- опора на действительность своего клиента;
- не обещает неисполнимых вещей;
- не завышаем манипуляции клиента.